Летом 2020 года, когда Большой был официально закрыт на карантин, а балет как ремесло, требующее ежедневной профессиональной подготовки артистов, во всем мире оказался под угрозой исчезновения, меценат Олег Дерипаска пришел на помощь балетной труппе Большого. Директор Большого балета Махар Вазиев выбрал четырех западных хореографов, работающих на стыке современного танца и классической хореографии, Брайана Ариеса, Симоне Валастро, Димо Милева и Мартина Шекса, и при активном участии Олега Дерипаски организовал их приезд в Москву. За два месяца репетиций с участием звезд Большого, Светланы Захаровой, Ольги Смирновой, Екатерины Крысановой, Евгении Образцовой, Владислава Лантратова, Артемия Белякова, Якопо Тисси, Вячеслава Лопатина, Дениса Савина, Давида Мотта Соареса, Семена Чудина, Игоря Цвирко, были созданы четыре одноактных балета, которые составили программу «Четыре персонажа в поисках сюжета». Смелый эксперимент поднял волну критических обсуждений у балетных критиков, зрителей и артистов, но главное — завоевал место в репертуаре театра. Олег Дерипаска не намерен останавливаться на достигнутом и планирует поддерживать Большой постоянно.

Пятнадцать веков назад на побережье Таманского полуострова в Краснодарском крае находился заброшенный в X веке древнегреческий город Фанагория. Археологические раскопки исчезнувшего мегаполиса, позволяющие пролить свет на многие неизученные вопросы античности, ведутся при поддержке фонда «Вольное Дело». Это один из первых и самых захватывающих культурных проектов фонда, и его цель — изучить и сохранить историческое наследие страны, описать его для будущих поколений и рассказать о нём современникам. Каждый сезон фанагорийской экспедиции приносит новые археологические находки, которые занимают почетные места в музеях по всему миру. 

Сезон 2018 года завершился историческим открытием — стало известно, что причиной, по которой Фанагория опустела, стал вражеский набег. Но отвечая на одни вопросы, город-призрак постоянно задает новые: в конце последнего сезона археологи обнаружили в склепе заполненный жидкостью стеклянный сосуд. Сейчас ученые проводят лабораторный анализ вещества из сосуда — возможно, удастся выяснить ранее неизвестный состав бальзамирующей жидкости античного периода.

Развивая направление культуры, «Вольное Дело» видит своей миссией воспитание интереса к истории и искусству, который формирует людей глубоких и многогранных, способных внимательно смотреть вокруг, ставить перед собой сложные вопросы и искать на них неочевидные ответы. Именно из этой посылки родился другой хорошо известный проект фонда — сотрудничество со Школой-студией МХАТ.

Одно из важнейших направлений этой совместной работы — культурные акции, которые педагоги и студенты Школы-студии ежегодно проводят в российских регионах. Они включают показы спектаклей, лекции и мастер-классы, а также прослушивания для поступления в Школы-студию. За время сотрудничества с фондом Школа привезла в российские регионы более 30 спектаклей, которые увидели около 70 тысяч зрителей.

В 2018 году из сотрудничества фонда и Школы-студии родился новый студенческий спектакль по мотивам произведений Виктора Астафьева. Спектакль «Чуш» был подготовлен по материалам организованной фондом поездки в Красноярский край и в конце года с успехом прошел на сцене учебного театра Школы.