10 сентября 2020

Театральная жизнь Москвы постепенно восстанавливается, и уже сейчас понятно, что новый сезон во многом пройдет под знаком художественного осмысления пандемии, ее экзистенциальных и социальных последствий. Внеплановая балетная премьера «Четыре персонажа в поисках сюжета», которой откроется 245-й сезон Большого театра, тому подтверждение. Спектакли пройдут 10, 11 и 13 сентября на Новой сцене.

Эта программа одноактных балетов объединяет работы молодых зарубежных хореографов: «Девятый вал» Брайана Ариеса, «Всего лишь» (Just) Симоне Валастро, Fading («Угасание») Димо Милева и Silentium («Тишина») Мартина Шекса. Уже по названиям считывается основная мысль этих разных по стилистике, но связанных в единое высказывание спектаклей: за катаклизмом, накрывающим волной перемен и неизвестности, неизменно следует отдохновение, новое понимание себя, жизни и мира. Или сам новый мир? Что на самом деле меняется — действительность или наше восприятие? Наши жизни и личности — это истории, которые мы рассказываем себе и другим. Персонажи ищут сюжеты самовоплощения — или развоплощения.

И для того, чтобы найти эти сюжеты, им нужно отсечь все лишнее, оказаться в пространстве, свободном от заранее сформированных идей и представлений. Отсюда камерность новой постановки: здесь нет ни большого кордебалета, ни масштабных декораций, — а также выбор музыки. Так, балет «Всего лишь» поставлен на минималистичную музыку Дэвида Лэнга — ту самую, из «Великой красоты» Паоло Соррентино. Fading на музыку Энрике Гранадоса исполняется под рояль, что создает ощущение интимного разговора. Томительная и тягучая Silentium Арво Пярта погружает во внутреннюю тишину, позволяющую услышать истину. Три из четырех балетов длятся примерно по 15 минут. Исключение составляет открывающий программу часовой «Девятый вал» Брайана Ариеса с участием 40 артистов — эпическая картина неподвластной человеку катастрофы на музыку Глинки и Римского-Корсакова.

«Четыре персонажа в поисках сюжета» — проект намеренно эклектичный: Махар Вазиев выбрал хореографов несхожих стилистических почерков, выходцев из разных национальных балетных школ. Итальянец Симоне Валастро — выпускник академии Ла Скала, болгарин Димо Миле — балетной школы Софии. Француз Мартин Шекс окончил школу балета Парижской национальной оперы, а пуэрториканец Брайан Ариес художественно сформировался в Школе исполнительских искусств La Guardia в Нью-Йорке.

Особенно стоит отметить исполнительский состав постановки, в которой заняты ведущие артисты Большого театра. На сцену выйдут Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин, Денис Савин, Давид Мотта Соарес и другие.

О том, как родилась идея проекта, рассказал руководитель балета Большого театра Махар Вазиев: «Весной 2020 года, как раз в разгар пандемии, я говорил с Олегом Дерипаска. И родилось предложение. Кстати, свое предложение Олег подкрепил материально, как в той культовой фразе из фильма "Москва слезам не верит": "Не учите меня жить, лучше помогите материально"».