Большой театр откроет балетный сезон 2020-2021 постановкой, созданной во время пандемии. Зрители увидят четыре одноактные постановки под общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», поставленные под руководством четырех молодых и перспективных хореографов. Ограничения из-за пандемии определили формат работы и отчасти жанр — без большого кордебалета и масштабных декораций. В результате три работы из четырех представляют собой композиции примерно на 15 минут. Исключением стал одноактный часовой балет «Девятый вал», рассчитанный на 40 исполнителей. Средства в постановку вложил промышленник Олег Дерипаска, решивший поддержать труппу Большого в сложные для нее времена.
Идея проекта возникла у руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева во время изоляции в конце апреля 2020 года. Артисты балета в какой-то степени оказались самыми уязвимыми — сама специфика работы требует особых условий. Многие артисты пытались поддерживать форму, занимались дома, их поддержали педагоги, которые по видеосвязи начали с ними заниматься классом.
" Никто не знал, сколько это будет продолжаться, — вспоминает Махар Вазиев. — Мы думали, как же мы будем дальше существовать. Мы хотели найти какой-то минимальный способ дать надежду всем актерам. "
С помощью друзей Вазиев стал искать молодых балетмейстеров из тех, кто свободен, чтобы начать с ними переговоры о работе в Большом театре. Руководитель балетной труппы Большого остановил свой выбор на представителях четырех стран: Пуэрто-Рико (Брайан Ариес), Италии (Симоне Валастро), Болгарии (Димо Милев) и Франции (Мартин Шекс).
" Когда Махар Вазиев сделал мне предложение осуществить постановку в Большом театре, я решил, что мне надо как можно глубже погрузиться в русскую историю и культуру, "
— рассказал Брайан Ариас, поставивший балет «Девятый вал» по мотивам Айвазовского. В балете звучала музыка Михаила Глинки и Николая Римского-Корсакова. Хореограф остался в восторге от Большого, как и его коллега Симоне Валастро, поставивший балет под названием «Всего лишь» (Just) по одноименной композиции Дэвида Ланга. «Сегодня тема любви кажется мне самой главной. За эти месяцы изоляции мы многое стали ценить иначе. А еще я очень счастлив, что мне выпала такая возможность работать с одними из лучших танцовщиков в мире», — поделился Симоне Валастро.
Для Димо Милева, постановщика балета Fading («Угасание»), отправной точкой стала трагическая судьба композитора Энрике Гранадоса. «Он всю жизнь боялся утонуть, но именно эта судьба его и постигла. Мне показалось, что это чувство тревоги, надвигающейся опасности, неизвестности созвучно тому, что мы испытываем сегодня. В моем сочинении нет сюжета. Это только чувства, эмоции, атмосфера», — рассказал балетмейстер.
А Мартин Шекс за основу своего балета «Тишина» (Silentium) взял одноименную вторую часть концерта Tabulа Rasa Арво Пярта и стихи Федора Тютчева с тем же названием.
Артисты Большого выразили огромную благодарность всем, кто дал им возможность работать и делать нечто новое даже в самое тяжелое и кризисное время.
" То, что сделано молодыми зарубежными хореографами, это совершенно новое, — рассказала прима Светлана Захарова. — Спасибо за организацию этого проекта, мы так хотели работать. Очень соскучились. Я надеюсь, что сезон откроется и закроется вовремя, а не вынужденно. Хочу всем пожелать успехов, удачи, хорошего старта. "