22 ноября 2022

Эн+ Олега Дерипаски впервые провела в Иркутске фестиваль культуры «Энергия», объединивший художников и писателей, музыкантов и актеров, режиссеров и литературоведов. Лекции и мастер-классы, авторские встречи и показ фильмов, паблик-токи и мультимедийные проекты — все это увидели более четырех тысяч жителей города и его гостей. Чем запомнился фестиваль и что о нем говорят участники — в материале «Ленты.ру».

Программа фестиваля, завершившего свою работу 20 ноября, была специально распределена на три дня — для того, чтобы посетители могли спланировать свое время на все восемь секций: «Театр», «Кинозал», «Лекторий», «Книги», «Мультимедиа», «АРТ», также были зона Lounge и детская секция. Одной из фестивальных площадок стал Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова, где зрители могли увидеть спектакль московского Театра на Бронной «Таня» по пьесе Алексея Арбузова, поставленный режиссером Константином Богомоловым. Основное же действие фестиваля развернулось на территории «Сибэкспоцентра». Фестиваль культуры «Энергия» задумывался как семейный, чтобы каждый, независимо от возраста и увлечений, смог найти для себя что-то интересное.

Формируя программу, Эн+ постарался привезти в Иркутск самых ярких представителей разных направлений. В творческих встречах принимали участие писатели Евгений Водолазкин и Александр Цыпкин, актрисы Мария МироноваАглая Тарасова и Юлия Меньшова, художник Юрий Шахоян представил уникальную иммерсивную выставку «Игра с вечностью», модный столичный книжный клуб «Достоевский» открыл собственный pop-up-магазин, а в «Кинозале» показывали новинки российского кинематографа. Отдельного внимания заслуживали творческие встречи и лекции. И это только небольшая часть культурных открытий, которые ожидали гостей в рамках фестиваля.

«Портал» в «Денискины рассказы»

«Чувствуется, что фестиваль проводится очень вовремя, — говорит хедлайнер первого дня фестиваля писатель-фантаст Вадим Панов. — Много людей, много читателей, интересных мыслей, умных людей, которых хочется увидеть, послушать, поговорить».

Обладатель многочисленных литературных премий в области научной фантастики, городского фэнтези и киберпанка Вадим Панов прочитал иркутянам лекцию на тему «Образы будущего в научной фантастике». Во время творческой встречи звучали разные вопросы, посвященные городам и обществу будущего, гаджетам с дополненной реальностью, развитию искусственного интеллекта. Безусловно, затронули и тему энергии будущего.

«Если посмотреть на историю человечества, то люди всегда находили более мощные источники энергии, будь то сила животных или сила воды. Без энергии нельзя выйти на следующий уровень развития цивилизации», — отметил писатель. Вадим Панов подчеркнул, что как раз такие фестивали дают заряд энергии, для писателя очень важно получать обратную связь от читателей. По его словам, несмотря на наличие электронных коммуникаций, живое общение всегда в приоритете.

При полном аншлаге в тот же день выступил в «Лектории» и писатель Денис Драгунский, ставший прототипом главного героя цикла «Денискины рассказы», написанного его отцом Виктором Драгунским. Денис Викторович известен как автор новелл, романов и повестей. Он работал и сценаристом на телевидении, театральным драматургом, политическим аналитиком и даже журналистом. На фестивале культуры «Энергия» писатель представил новую книгу «Фабрика прозы: записки наладчика».

Это сборник мыслей, цитат, рассуждений и просто заметок, которые позволяют увидеть мир и литературу глазами современного писателя.

«Для меня очень важны эти встречи с читателями. Это всегда новые эмоции, живая реакция, свежий взгляд, возможность обменяться мнениями, — говорит Денис Драгунский. — Как говорил Чернышевский: "Прекрасное есть жизнь". К тому же во время таких поездок иногда возникают сюжеты, которые потом могу использовать в новых произведениях».

Лидеры мнений

Параллельно с проходившими лекциями в «Кинозале» показывали кино: документальный проект Евгения Григорьева «Дедлайн» и художественный фильм «Мой папа вождь», который представила актриса театра и кино Кристина Бабушкина. В семейной комедии Егора Кончаловского о вернувшемся из плавания капитане, который уверен, что он вождь африканского племени, она играет одну из главных ролей. «Дедлайн» — это портрет поколения зрелого возраста, которое в большинстве своем почему-то принято списывать со счетов. Авторы документального сериала искореняют этот стереотип. Сегодня пожилые люди нередко становятся героями резонансных социальных и рекламных кампаний, появляются на обложках журналов, снимаются в кино. Они активные пользователи, комментаторы, зрители и контент-мейкеры, которые не только потребляют контент, но и создают его сами.

Помимо встречи с известными актерами и писателями, гости фестиваля познакомились с творчеством художника, скульптора и ювелира Юрия Шахояна. Проект «Игра с вечностью» он запустил еще в 2019 году. Замысел выставки — в осмыслении времени через трансформацию привычных для нас форм, видоизмененных художником. В своем творчестве Шахоян формирует новую систему координат, используя живопись, маски, скульптурные изображения, а затем обращает их в современные объекты искусства на глазах у зрителя с помощью видеомэппинга.

Второй день фестиваля начался с лекции-концерта «Сказочник Страны Советов» к 140-летию Корнея Ивановича Чуковского. Ее ведущий, артист театра и кино Владимир Кошевой, познакомил зрителей с историей всеми любимого автора и его невероятными персонажами.

«Организаторы проделали огромную работу, подобрав команду суперпрофессионалов: кто снимает, кто занимается звуком, видео, светом, — говорит Владимир Кошевой. — Это ребята со всей страны — из Барнаула, из Новосибирска. По-моему, в Москве такую команду было бы сложно собрать. Пригласили таких интересных лидеров мнений, спикеров для разной аудитории абсолютно».

В кинозале актриса театра и кино Юлия Меньшова встречалась со зрителями, чтобы рассказать о своем отце, знаменитом режиссере Владимире Меньшове, и о том, как создавалась картина «Любовь и голуби». После своеобразного предисловия зрители увидели любимый всеми фильм на большом экране.

О психологии и не только

Тем временем на секции «Лекторий» гости фестиваля задавали вопросы писателю и журналисту Маше Трауб, которая провела паблик-ток «Зеркало для героя: о ком и о чем я пишу».

«Если оглядываться на что-то, вообще ничего не получится. Можно вообще не начинать даже жить, — сказала она. — В любой профессии нужно не бояться и понимать, что это твоя дорога. Она сложная, но нет ничего невозможного».

Затем на фестивале прошла литературная встреча с прозаиком Дмитрием Воденниковым «Сны о поэзии», иркутский блогер Ирина Распопина провела паблик-ток на тему «Экранизация: книга лучше?». Она рассказала, из каких составляющих складывается хорошая экранизация, привела примеры книг, которые хорошо или плохо экранизированы, и книг, которые невозможно экранизировать. А в секции «Кинозал» Аглая Тарасова встретилась с гостями фестиваля, чтобы презентовать фильм «Непослушник».

Свой паблик-ток, который был посвящен актуальным вопросам культуры и креативных индустрий, провел режиссер Константин Богомолов.

«Я очень неуверенный в себе человек. Это не более чем маска, технология, которой ты занимаешься в течение долгих лет в театре», — сказал он.

Богомолов рассказал о своих спектаклях, интерпретациях классики, экспериментах на сцене, а также прокомментировал слухи об эпатажном характере своих постановок.

«Вы вчера смотрели спектакль “Таня”. Он не скандальный и не эпатажный. Это, как мне кажется, достаточно тонкий и психологически сложный театр, не имеющий никакого отношения ни к скандалу, ни к эпатажу, — отметил режиссер. — Таких спектаклей в моей карьере 70 процентов. А образ делается по 30 процентам постановок типа “Идеального мужа”, “Карамазовых” и “Гамлет in Moscow”. И это естественно: когда ты делаешь более экспрессивную, более хулиганскую вещь, слава о ней распространяется быстрее, чем о вещи тонкой, сложной и изысканной».

Как отметил режиссер, проводить культурные фестивали важно и нужно.

«Замечательно, что компания Эн+ создала такой фестиваль и собрала такую программу. Для театра это тоже большое дело. Важно соотносить себя с аудиторией, а Иркутск — это театральный город», — подчеркнул он.

С заботой о культуре

Энергия чувствовалась ежедневно в каждой локации фестиваля: гости и участники делились своим зарядом и создавали хорошее настроение. Вместе с писателем и журналистом Яной Вагнер гости обсудили героев современной русской литературы. Яна — автор популярного детектива «Кто не спрятался: история одной компании». Говоря о герое современной русской литературы, она отметила, что раньше это был преодолевающий, сильный персонаж, однако со временем героизм стал терять актуальность.

«Современный герой — это человек сомневающийся, неопределившийся, рефлексирующий. Мы и сами такие отчасти. Я именно таких людей и пытаюсь помещать в центр своих историй», — рассказала она.

«Прекрасные люди и прекрасные вопросы. Замечательные встречи, и вообще все как-то было очень живо. Мне кажется, сибиряки — очень горячий народ, с вами очень тепло», — поделилась своими впечатлениями о фестивале Вагнер.

Писатель Анна Матвеева тоже провела творческую встречу под названием «Роман с дневником».

«Хочется, чтобы фестиваль проводился каждый год. Очень удачный формат, когда в одном месте представлены разные виды искусства: литература, кино и изобразительное искусство», — высказала свои пожелания Анна Матвеева.

«Сама идея фестиваля великолепна. Кажется, что культура — это нечто второстепенное, не имеющее отношения к экономическим научным успехам, — отметил прозаик Евгений Водолазкин. — Но это не так. Без хорошей литературы ракета в космос не полетит и самолет не полетит. О литературе надо заботиться и о культуре в целом».

Каждый день фестиваля был насыщен до предела. Творческие встречи, выставки, интерактивные площадки менялись одна за другой. Дети попробовали себя в роли музыкантов, робототехников и блогеров на мастер-классах в детской секции. Гости «Сибэкспоцентра» познакомились с искусством художников в секциях «Арт» и «Мультимедиа», а все желающие зарядились энергетическими сетами в секции «Фудкорт» и выбрали памятные сувениры и подарки на «Маркете».

«Спасибо, Иркутск, за фестиваль “Энергия!” — резюмировал на своей странице в соцсети Александр Цыпкин. — Личная благодарность Олегу Дерипаске и компании Eн+ за то, что так масштабно поддерживаете культурные институции. Полные залы, легкие и живые разговоры со зрителями. Я немного добавил грусти, прочитав монологи из "Интуиции", но, надеюсь, не сильно. Рад, что диалог между искусством и бизнесом на этом фестивале строится на основе взаимного уважения, а не, как это часто бывает, на основе либо взаимного подобострастия, либо взаимного пренебрежения. Тут все было на равных».