18 ноября 2022

Кубанского писателя Николая Канивецкого (1857-1911) за юмор и легкость повествования прозвали «казачьим Чеховым». Из-за специфического литературного приема, когда повествование ведется на русском языке, а герои общаются друг с другом на кубанской балачке, аудитория писателя при его жизни была ограничена только местными, южнорусскими читателями. В советские времена интерес к творчеству Канивецкого, автора «белого» и «буржуазного», совсем угас. В начале девяностых был выпущен сборник рассказов писателя, но разошелся он совсем небольшим тиражом – ценителей балачки к тому времени осталось немного.

Тем интереснее выглядела идея поставить новеллы Канивецкого о казаках на театральной сцене. На такую авантюру решились организаторы фестиваля казачьей культуры «Александровская крепость» – фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело». Куратором эксперимента стал гуру театральных лабораторий Олег Лоевский, под руководством которого собралась команда молодых режиссеров и артистов из Москвы и Краснодара.
Эскизы показали на хуторе Аргатов, в формате уличного театра. Пшеничные поля, живописные хуторские домики и небольшая речка Кирпили оказались идеальными декорациями для спектаклей о казачестве.

Режиссерам и артистам потребовалось не только адаптировать необычные тексты для сцены. Нужно было поработать и с колоритным южнорусским языком персонажей Канивецкого. Это стало вызовом – балачку подзабыли даже коренные жители Кубани, а для приезжих это и вовсе иностранный язык.

Эскиз по рассказу «Контрабандный чай» поставила Екатерина Петрова-Вербич – выпускница и преподаватель ГИТИСа, специалист по саунд-драме. В своем эскизе она объединила компоненты этого жанра (живую музыку, пластику и драму), добавив к ним иронии на визуальном уровне. У атамана Герасима Охримовича (Евгений Женихов) появилась дочка (Дарья Женихова), накрывающая на стол с эротическим пылом. У купца Афанасия Хваткина выросли непредусмотренные автором заячьи уши – символ трусости и смекалки. А соло на ударных в исполнении старого атамана не только напомнило зрителю, что он имеет дело с саунд-драмой, но и стало отсылкой к топоту копыт лихих казачьих скакунов.

Театр «Мой» вышел на поляну-сцену с эскизом «Лемишка» в постановке другой выпускницы ГИТИСа Ксении Самодуровой. От этого показа в памяти остались эффектные мизансцены, хоровая декламация как в древнегреческой трагедии, диалоги спиной к зрителям, раздвоение персонажей. Экспрессии у актеров было в избытке, правда, иногда эта экспрессивность выглядела как самоцель. Яркие и талантливые молодые люди испытывали явное удовольствие от своего присутствия на сцене. Но от просмотра складывалось ощущение радиоспектакля, где отсутствие картинки компенсируется утрированными эмоциями. Вопрос, к чему стремился смушкарь Лемишка, и нашел ли он искомое, остался без ответа.

Краснодарский театр драмы показал эскиз «На кладбище» в постановке Ирины Васильевой, тоже закончившей режиссерский факультет ГИТИСа. Из четырех актеров трое приехали на Кубань издалека: Виталий Пичик – из Санкт-Петербурга, Виталий Стеблецов – из Северодвинска, Юлия Романцова – из Красноярска. С балачкой была знакома только краснодарка Виктория Лукина, но с непростой языковой задачей вся труппа справилась на отлично – эскиз захватил зрителей сочетанием юмора, лирики и хоррора. Сложно выделить кого-то одного из актерского ансамбля: пожалуй, ярче других сыграли Виталий Пичик (хтонический знахарь Охрим) и Виталий Стеблецов (находчивый казак Стецько), а Виктория Лукина (жена Стецько) и Юлия Романцова (его несостоявшаяся невеста) меняли больше ролей, однако в большей мере отвечали за таинственно-зловещую атмосферу этой притчи. И переходы между разными модусами актерского существования (рассказчик – персонаж) и языками (русский – балачка) получились практически бесшовными.

Главный режиссер Краснодарского театра драмы Арсений Фогелев выпустил и собственный эскиз, в котором объединил два рассказа Канивецкого: «Вчерашние враги» и «Гуси с того света». Первая часть не запомнилась яркими сценическими решениями, зато актуальность темы недооценить нельзя: два пожилых человека, горец и казак (актеры Виталий Борисов и Александр Крюков), случайно встречаются в поезде и ностальгируют по былым временам, когда у стрелка каждый патрон был на вес золота, а честь и доблесть были не пустыми словами. Вчерашние враги на прощанье обнимаются, война остается только в воспоминаниях. Жаль, что рассказы Канивецкого – с закрытым финалом, а жизнь – с открытым.

После небольшого перерыва была показана вторая часть эскиза – «Гуси с того света». Несомненной удачей стал выбор Олеси Богдановой на роль вдовы Миколаевны, хозяйки гусей, которые наелись ягод из наливки и заснули пьяным мертвецким сном. Олеся жила в Луганске и прекрасно владеет как русским, так и украинским языками, и вероятно именно поэтому ей удалось придать комбинации этих языков – балачке – истинную выразительность. Другая несомненная удача – живописная Татьяна Башкова в роли племянницы Хрыстины. Что же касается образов гусей (Виталий Борисов и Александр Крюков) и индюка (Арсений Фогелев), то представить их проще всего на примере музыкальной комедии про галантный век: парики, чулки, туфли с пряжками. Не аутентично? Но не зря Краснодар называют «маленьким Парижем». Да и гуси у Миколаевны, может, породистые были. К тому же контраст ярче: в гробу карманов нет, на тот свет мы идем налегке. И возвращаемся, судя по всему, тоже… Как и ощипанные, раздетые гуси возвращаются поутру к перепуганной хозяйке.

В общем, ждем, когда в репертуаре Краснодарского театра драмы появятся, например, «Маленькие комедии», куда войдут самые удачные лабораторные эскизы: лучшего способа отдать дань уважения творчеству Николая Канивецкого и представить себе нельзя.

Завершал лабораторию эскиз по рассказу «За варениками» (в ролях – Юлия Платонова и Иван Романюк, постановщик – Александр Чеботарев, выпускник Краснодарского института культуры и магистрант Школы-студии МХАТ на курсе Виктора Рыжакова). С каким бы материалом не работал Чеботарев, он всегда остается верным своему режиссерскому почерку, и этот принципиальный подход вызывает несомненное уважение. Другое дело, что почерк этот не всегда разборчив, отчего спектакли получаются специфическими, по форме больше напоминающими перформанс. Нишевый театральный продукт по определению не может быть рассчитан на широкую аудиторию, что и подтвердила сдержанная реакция зрителей фестиваля.

Для большинства артистов и зрителей лаборатория была первой встречей с творчеством Николая Канивецкого. Продолжить знакомство с его самобытными героями не так просто, писатель давно не переиздавался. Но в интернете можно найти сборник его рассказов «На вершок от счастья», а кроме того, театральная лаборатория дала надежду, что в одном из краснодарских театров по Канивецкому будет поставлен полноценный спектакль. Незаслуженно забытый «казачий Чехов» точно заслуживает того, чтобы идти на сцене наравне с произведениями самого Антона Павловича.

О ФЕСТИВАЛЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КРЕПОСТЬ»

Фестиваль «Александровская крепость» вырос из одноименного конкурса аутентичной казачьей песни и посвящен культуре казачества во всех её проявлениях – музыке, диалектам, быту, ремесленным и кулинарным традициях. Программа фестиваля объединяет музыку, театр, кино и другие формы искусства для того, чтобы изучать традиции с помощью разных жанров и разговаривать о них на языке современной культуры, избегая штампов и назидательной интонации. В 2022 году гостями «Александровской крепости» стали 20 тысяч человек из России, Франции, Великобритании, Вьетнама и других стран. Организатор фестиваля – фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело».