Олег Дерипаска

Вечер одноактных балетов: в Большом театре состоялась незапланированная премьера

15 сентября 2020

Большой театр порадовал ценителей балета в новом сезоне незапланированной премьерой. На новой сцене театра 10 сентября состоялся первый показ постановки «Четыре персонажа в поисках сюжета», замысел и реализация которой происходили в период пандемии COVID-19 и полной самоизоляции артистов.

На постановку в Москву хореографы из Италии, Болгарии, Америки и Франции приехали, как только в столице сняли карантин, а танцовщики вышли в театр после самоизоляции.

Поначалу балет планировался как способ отвлечь артистов, но вскоре стал проектом с по-настоящему признанными мастерами сцены. Как отмечает руководитель балета Большого театра Махар Вазиев, идея постановки посетила его еще в апреле, в период изоляции.

" Не было на том этапе никакой уверенности, что в итоге нам удастся привезти хореографов. Что мы начнем работать постепенно и что в итоге это все выльется в такой проект, "

— вспоминает Махар Вазиев.

Молодые и пока не очень известные хореографы произвели впечатление на труппу Большого. По ходу репетиций танцоры приходили в форму и овладевали новым стилем. Это было непросто даже звездам с мировым именем.

" Никогда никто не оказывался в подобной ситуации, я имею в виду карантин. Когда актеры начали возвращаться в залы, где-то доминировал страх, где-то тревога, друг к другу относились неоднозначно. А потом я узнаю: в выходной день артисты пошли в ресторан со своим хореографом. Это же тоже показатель. Часто это является признаком того, что они пришли к какому-то общему мнению, "

— поделился наблюдениями худрук театра.

В поисках сюжета

Вдохновившись творчеством Ивана Айвазовского, Брайан Ариес поставил балет «Девятый вал». Люди, застигнутые стихией, в надежде на спасение, — это все от известного сюжета, но также в почти часовом балете много цитат из «Баядерки», «Шахерезады» и даже «Спартака». Все это — на музыку Римского-Корсакова и Глинки.

«Угасание» — постановка болгарина Димо Милева — о страхах и смерти композитора Энрике Гранадоса, который всю жизнь боялся утонуть. И погиб: пытаясь спасти жену, он прыгнул за борт корабля, который атаковали немцы.

Живущий в Германии парижанин Мартин Шекс поставил «Тишину» на музыку Арво Пярта. Как говорит прима-балерина Большого Светлана Захарова, это история о том, что с нами произошло в период пандемии:

" Мы все шли-шли-шли, и вдруг все замерло, мы остановились и переключились. "

Музыка Дэвида Лэнга вдохновила выпускника «Ла Скалы» Симоне Валастро на постановку балета «Всего лишь». Хореограф использовал еще и «Песнь песней Соломона» – библейский текст о любви мужчины и женщины. Пятерка звезд с примой Большого театра Ольгой Смирновой рассказали зрителям о совершенной истории чувств.

Все солисты Большого, несмотря на свои титулы и звания, прошли кастинг. Для многих, как признаются участники проекта, это был, пожалуй, один из самых неловких моментов: достаточно молодые и малоизвестные хореографы пришли в Большой театр отобрать звезд, с которыми они хотят работать.

Неловкость момента оправдывает Махар Вазиев: «Они талантливые ребята. Конечно, волнуются очень, это огромный шанс для них — ставить на сцене Большого театра».