Новый балетный сезон Большой театр открыл уникальной премьерой — постановкой «Четыре персонажа в поисках сюжета». Спонтанную инициативу директор балета театра Махар Вазиев проявил в самый, казалось бы, неподходящий момент: началась пандемия COVID-19. Для ее реализации были ангажированы четыре неизвестных в России хореографа. Чем приглянулись зарубежные авторы, как приняли незапланированную премьеру ведущие солисты Большого и что необычного было в репетициях после изоляции, рассказывает автор проекта Махар Вазиев.
Идея родилась именно в период, когда труппа театра находилась в режиме самоизоляции. Уже в начале апреля стало понятно, что прежние планы рухнули и все вдруг оказались абсолютно изолированными, но в то же время свободными в своих будущих действиях и проектах.
" Когда я понял, что все свободны, я начал общаться со своими западными друзьями, коллегами и попросил мне прислать тех хореографов, которые были свободны. Их оказалось очень и очень много. Я стал отсматривать их работы, и в итоге пришел к решению пригласить четырех хореографов. Начал с ними разговаривать, они, естественно, были ошарашены. Понятно, что в итоге все были счастливы, — постановка в Большом! "
— вспоминает Махар Вазиев.
Друзья в помощь
Переговоры с хореографами начались в середине мая, когда были еще не ясны дальнейшие действия властей относительно режима самоизоляции. Спустя несколько недель мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с 9-го июня открываются репетиционные залы. Тогда у Вазиева появилась надежда, что проект состоится.
" А дальше, не буду скрывать, я обратился к нашим друзьям. Одну из главных ролей в рождении проекта сыграл Олег Дерипаска — и финансовую, и организационную, в том числе отправил за хореографами личный самолет, "
— говорит руководитель балета Большого театра.
Акцент на танцевальный язык
«Четыре персонажа в поисках сюжета» — постановка, составленная из работ четырех зарубежных хореографов. В спектакле — одноактный часовой балет «Девятый вал» на музыку Глинки и Римского-Корсакова, созданный живущим в США пуэрториканцем Брайаном Ариесом. Здесь задействованы около сорока исполнителей.
Остальные два отделения представляют короткометражные балеты: «Всего лишь» на музыку Дэвида Лэнга в постановке итальянца из Парижской оперы Симоне Валастро, «Угасание» болгарина Димо Милева, сочиненное им на музыку Энрике Гранадоса, и «Тишина» на музыку Арво Пярта — постановка парижанина Мартина Шекса, живущего в Германии.
По словам худрука балета в Большом, ему было важно пригласить хореографов, чей почерк, танцевальный язык отличается друг от друга. «Кто-то на пуантах ставит, кто-то на полупальцах. Я определил формат, мы согласовали темы по телефону, еще когда они дома сидели. Я также высказал пожелание: балеты должны идти с нашим оркестром. Только Дэвид Лэнг пойдет в записи», — отмечает Махар Вазиев.
Кто на сцене
В премьерной постановке заняты ведущие артисты труппы: Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Ольга Смирнова, Маргарита Шрайнер, Артемий Беляков, Владислав Лантратов, Семен Чудин, Якопо Тисси, Денис Савин, Игорь Цвирко.
Как признается директор балета, прим и премьеров хореографы выбирали сами. Единственный, кто при этом советовался с Вазиевым, — Мартин Шекс.
" Говорит: «Маэстро, а можно Светлану Захарову?» Я звоню ей: «Зайди, Света, вот так и так». Она говорит: «С удовольствием, я уж думала — вдруг меня никто не выберет?» Я говорю: «Тебя не выбирают, потому что боятся, мировая звезда все-таки», "
— добавил директор балетной труппы.
Сама же прима-балерина Большого призналась, что проект позволил исполнить самое главное желание артистов — работать: «То, что сделано молодыми зарубежными хореографами, — совершенно новое в балете. Благодарность Махару Вазиеву за то, что он организовал этот проект, привез хореографов. Мы так хотели работать».