20 лет назад собственник Горьковского автозавода Олег Дерипаска внедрил аналогичную производственную философию на ГАЗе. В наше время, когда у большинства сбиты прицелы, потеряны смыслы и ориентиры, результаты этой дальновидности особенно впечатляют – не только с точки зрения бизнеса.
Кто в ответе за ценности
В нашем безумном мире все давно привыкли к плохим новостям. Информационная повестка такова, что уже мало кого задевают и трогают даже цифры по количеству жертв – пандемии, войн и любых других катастроф. Все это воспринимается как привычный фон. Чтобы выживать в таких условиях, можно просто запастись цинизмом и делать вид, что ничего не происходит. Но чтобы жить, нужны смыслы. Ценности. Кто создает их? Каждый сам для себя. Но есть люди, способные смотреть за горизонт и не только видеть ориентиры, но и показывать их другим.
Чем занят собственник бизнеса в понимании обывателя? Считает прибыль. Нет прибыли – требует ее получения от подчиненных любыми средствами. Но любой, кто работал на крупном промышленном предприятии с долгой историей, знает, что это не так. Никакой прибыли не будет, да и недолог век такого бизнеса, если нет главного: особой философии, пронизывающей все этапы производственного процесса. Основы, базы, на которой все строится. И только наивные считают, что это исключительно деньги. Теория из учебника для начинающих менеджеров? Нет, практика.
Вот пример Горьковского автозавода, собственник которого – Олег Дерипаска, еще 20 лет назад начал внедрение на предприятии японской производственной системы бережливого производства. Да, поначалу непривычная уху терминология, все эти «муда» (потери) и «кайзен» (непрерывное улучшение деятельности), закрепленные в виде инфографики в заводских цехах, многих веселили. Сегодня даже прожженным скептикам не смешно – созданная на ГАЗе по японским принципам система доказала свою колоссальную эффективность.
Всех работников — инженеров и управленцев, слесарей и начальников участков объединяет одно – любовь к своему делу, вера в свой продукт, в свой завод, в свою страну, в конце концов. Производственная философия, философия качества, однажды инициированная собственником автозавода, стала сутью всех процессов. И ее результат состоит не только в эффективности производственных процессов. Может быть, прозвучит пафосно, но гораздо важнее то, что у каждого из сотрудников появился смысл. А без этого сегодня нет жизни – значит, нет и бизнеса.
Зачем нужны смыслы
Но отвлечемся от философии как таковой. В том, как строилась и работает производственная система ГАЗа, есть и сугубо прагматичный аспект, достойный курса в экономическом вузе. Мало кто знает, но у Олега Дерипаски — красный диплом физфака МГУ по направлению «теоретическая физика». А это особый склад ума: систематизировать накопленные знания, превращать их в научный метод, универсальный для любого вида деятельности.
Именно так японская система качества и стала своей на ГАЗе. Действуй собственник «с кондачка», в режиме рефлексивного маркетинга, наспех, без серьезного погружения в тему, примеряя на себя подсмотренное у кого-то, ничего не было бы. «Олег поразил меня глубоким практическим знанием производственной системы Toyota, — пишет о своих впечатлениях о подходе Дерипаски бизнесмен, редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков. – Выяснилось, что он ежегодно проводит несколько недель, буквально ползая по цехам японских заводов и изучая каждый нюанс системы управления качеством».
Сегодня Горьковский автозавод — это предприятие, способное перфекционистски работать над улучшением качества продукции, повышением безопасности труда и постоянным обновлением модельного ряда.
В основе производственной системе ГАЗа – три кита, три главных принципа. Первый – «Прежде всего думай о заказчике». «Зарплату платит покупатель», – так начал разговор с рабочими автозавода Олег Дерипаска в 2000 году. Не изменяет этому завод и сегодня: за качество машин несет ответственность каждый сотрудник.
Второй принцип: «Все внимание — производственной площадке». Когда-то собственник завода лично, буквально с рулеткой, выискивал лишние операции в цехах, а потом инвестировал в модернизацию оборудования и расширение модельного ряда. Благодаря этому сегодня автомобили Горьковского автозавода широко известны в России и экспортируются уже в 40 стран мира. Новая задача компании — это создание автомобилей будущего: в производственной линейке уже есть городские электробусы, электромобили и др.
Наконец, еще один принцип: «Люди — наш самый ценный актив». С этого мы, собственно, и начали рассуждать о философии на производстве: чтобы завод выпускал новые машины, машины завтрашнего дня – на их производстве должен работать такой же «новый человек», высококвалифицированный, довольный жизнью и работой. Поэтому ГАЗ постоянно инвестирует в людей – и речь не только об индексации зарплат, об улучшении жилищных условий и даже о хорошем самочувствии рабочих (тому пример заводская клиника ГАЗа, которая недавно была признана одной из лучших частных клиник в России), но и о постоянном повышении уровня компетенций, создании масштабной системы подготовки кадров. О том, чтобы у каждого был смысл – работать и развиваться. Вне зависимости от контекста.