В 2020 году ГАЗ, несмотря на давление санкций и обрушение автомобильного рынка из-за пандемии, представил первый российский коммерческий электромобиль и тестирует автомобиль-беспилотник.
Находившийся 20 лет назад на грани банкротства завод был сохранен и преобразован усилиями нового собственника в эффективную современную компанию. За эти годы на ГАЗе произошла трансформация всех производственных и бизнес-процессов. Инвестиции делались не просто в создание новых моделей и модернизацию производств: промышленник Олег Дерипаска был нацелен на то, чтобы у российской автомобильной отрасли появились компетенции глобального автопрома, доступ к передовым разработкам, а отечественный бренд ГАЗ стал востребованными во многих странах мира.
Горьковский автозавод в сознании наших соотечественников — это не только легендарные «полуторки», «Волги» и «Победы», но и неутомимая труженица, рабочая лошадка «ГАЗель». Этот автомобиль, ставший в 90-е опорой для зарождавшегося в стране малого и среднего бизнеса, буквально тащил на себе и весь завод, давая работу тысячам его сотрудников.
Но к концу девяностых завод находился в упадке. Производство требовало модернизации и соответствующих инвестиций, но «живых» денег ГАЗ почти не видел — взаиморасчеты с поставщиками и покупателями велись по бартерным схемам. Сотрудники завода без сожаления расставались с акциями, приобретенными во время приватизации, и не слишком дорожили своей работой.
В 2000 году они узнали, что контрольный пакет акций предприятия получила группа «Сибирский алюминий» — акционером завода стал 32-летний Олег Дерипаска. ГАЗ со всеми его накопившимися проблемами станет для него неким вызовом: полигоном для создания нового, конкурентоспособного предприятия на основе мощной инженерной школы и сильных автомобилестроительных традиций.
Ручная настройка
Зачем Дерипаске, на тот момент промышленнику федерального уровня, понадобился наш автозавод? «В алюминиевой отрасли у нас был наработан большой опыт реструктуризации сложных производств. Нам всегда казалось важным создать производство, которое бы имело долгосрочную перспективу. А ГАЗ — логистическая платформа для всей страны, с уникальным набором компетенций на тот момент, которую можно было привести в порядок и создать современную продукцию. Все автомобильные заводы — ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и другие — тогда были нашими клиентами, покупали у нас металл, причем ГАЗ никогда не расплачивался за него вовремя. Я приехал, посмотрел завод и понял, что здесь есть поле для деятельности», — пояснит он позже в одном из интервью.
Новая команда начинает наводить на заводе порядок. Решает проблемы с кредиторами и должниками. Разбирается со сбытом. Принимается за производство. Старожилы предприятия вспоминают, что зимой работали на сборочном конвейере в теплых фуфайках, на рамах лежал снег, вокруг стояли большие железные контейнеры с деталями: на рабочих местах находился запас на два дня вперед, и на каждом участке были курилки. Процветало воровство: через проходные «утекали» комплектующие, автозапчасти и иногда даже целые автомобили. Перемены давались непросто. И тогда Дерипаска, приверженец научного подхода к бизнесу, решает пригласить для консультаций специалистов компании Toyota, ставшей мировым образцом рациональной организации бизнеса и корпоративной культуры.
Нижегородцам предстояло перенять у японцев философию современного автомобильного производства и на ее основе создать собственную производственную систему — основу для современного и устойчивого бизнеса, способную решить такие задачи, как снижение издержек, улучшение качества, повышение безопасности труда. И главное — постоянное обновление модельного ряда.
Первым принципом этой системы стал девиз «Прежде всего думай о заказчике». Речь шла не только внешнем заказчике — покупателях коммерческих автомобилей, которые постепенно стали основным целевым потребителем продукции завода, но и о заказчике внутреннем: так обозначаются «элементы» системы, то есть цех, участок или отдельный рабочий, получающие от других участников процесса определенную продукцию (например, деталь), которую необходимо использовать на производстве.
Благодаря внедренной Олегом Дерипаской производственной системе все сотрудники ГАЗа вовлечены в процессы улучшений
Принцип «Культура непрерывных улучшений» («Кайдзен») напрямую связан с принципом «Гемба»: «Все внимание — производственной площадке». Решение проблем и улучшение производственного процесса невозможно, если руководитель сидит за столом в своем кабинете. Именно поэтому Олег Дерипаска лично, в заводской спецовке, высчитывал шаги и измерял рулеткой расстояния, выискивая лишние операции и перемещения на первых эталонных участках. Людей удивляло его внимание к деталям, стремление вникнуть во все процессы и способность разбираться в сложных системах. И конечно, огромные инвестиции, которые он сделал за эти годы в современные технологии и кадры, чтобы обеспечить устойчивость бизнеса, выпуск новой продукции, несмотря на любые негативные факторы, и вывести ГАЗ в лидеры рынка.
«В 2000 году завод находился в крайне тяжелом экономическом положении, имел колоссальные долги перед поставщиками. И задача сделать ГАЗ заводом мирового уровня, которую приняла на себя управленческая команда, была довольно сложной, — вспоминает генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Валерий Цыбанев, который до перехода в НАПП 20 лет проработал на ГАЗе, пройдя трудовой путь от мастера до заместителя директора завода. — На начальном этапе была проведена большая работа по реструктуризации задолженности, по техническому переоснащению, переоборудованию производства. Горьковский автозавод первым в России внедрил систему бережливого производства по образцу «Тойоты». Сейчас она есть на многих наших предприятиях: промышленники оценили ее эффективность и применимость к нашим реалиям. Были привлечены и зарубежные инвесторы, которые развернули на свободных мощностях ГАЗа производства автомобилей Volkswagen, Skoda, Chevrolet, Mercedes. Это позволило загрузить ценные технические кадры, так как было создано большое количество рабочих мест, и более того, обучить людей современным технологическим процессам. Большая работа была проведена и по кооперации: сегодня у нас в области 600 предприятий (это около 50 тыс. рабочих мест) в той или иной мере сотрудничают с Горьковским автозаводом. Это очень большое количество! Я уже не говорю про Россию. Причем идеологию бережливого производства, технические регламенты завод распространяет и на поставщиков. Это подтягивает технологическую базу, дисциплину на малых и средних предприятиях, которые комплектуют производство ГАЗа. Так что для нас ГАЗ не просто бюджетообразующее предприятие».
Электромобили — на конвейер!
Автомобили флагманского семейства NEXT, которые ГАЗ выпускает сегодня, являются самой популярной моделью легкого коммерческого автомобиля в России и экспортируются уже в 40 стран мира. Задача, над которой теперь трудятся инженеры компании, — это создание перспективных автомобилей, которые соответствуют глобальным тенденциям развития отрасли. «Мир уже давно освоил беспроводную связь, сенсорные панели и виртуальную реальность, произвел энергоемкие аккумуляторы. Требования времени, к которым нужно быть готовыми, — экологичность и инновационность. Автомобили завтрашнего дня должны «видеть», «слышать» и даже общаться друг с другом. Мы это прекрасно понимаем и стараемся идти в ногу со временем», — говорит управляющий директор автозавода ГАЗ Андрей Софонов.
С 2018 года «Группа ГАЗ» серийно выпускает большие городские электробусы, которые работают на маршрутах Москвы. А в сентябре на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод представил и коммерческие электромобили — GAZelle eNN из предсерийной партии. Это значит, что испытания опытных образцов завершены и началась подготовка к серийному производству новых машин.
Автомобиль стандартной комплектации может развивать скорость до 100 км/ч, проезжая на одной зарядке до 120 км, и до 200 км — за счет установки дополнительных батарей. Как и у смартфонов, у электромобилей есть функция быстрой зарядки: авто будет готово к работе всего за полчаса. На электроплатформу можно поставить как фургоны и грузовики, так и микроавтобусы и спецтехнику.
Создание электрического транспорта и инфраструктуры для его эксплуатации — задача в принципе сложная и дорогостоящая. Поэтому во всем мире, от Китая до США, развитие отрасли поддерживает государство. Давно необходимы меры поддержки и в России. Когда будут приняты решения на уровне правительства, начнется расширение использования инновационного транспорта в стране. Именно поэтому сейчас Горьковский автозавод работает на опережение.
«ГАЗель» без водителя
Машина будущего, созданная на базе электромобиля, — беспилотная «ГАЗель NEXT» — технологически уже готова к эксплуатации на закрытых территориях. Более того, ГАЗ совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) уже проводит опытно-промышленные испытания беспилотников: они работают непосредственно на производственных площадках, осуществляя перевозку грузов по закрытым территориям. Функции водителя переданы дистанционному контролеру, который задает начальную и конечную точки маршрута и следит за тем, чтобы машина не попала в сложную ситуацию.
ГАЗ пришел в беспилотную тему одним из первых в стране. Первый такой проект ГАЗа был связан с робототехникой и поддержкой технического творчества молодежи. С 2010 года, совместно с фондом поддержки социальных инноваций «Вольное дело», созданным Олегом Дерипаской, проводятся соревнования автомобилейроботов «РобоКросс», на которых сегодня «растет» будущая инженерная элита страны. Программа рассчитана на подготовку инженерных кадров, а участвуют в ней команды ведущих российских технических вузов.
«Люди — наш самый ценный актив»
Это еще один принцип производственной системы ГАЗа. И он не только про «социалку». Смысл его — в необходимости инвестирования в развитие людей. Можно купить новое оборудование или технологию, но если передать их в неумелые руки, инвестиции пропадут впустую. Сотрудники развивают остальные факторы производства — оборудование, методы, материалы. Обучаясь, они совершенствуют как себя, так и окружающее пространство.
Автомобилестроение — отрасль, которая исключительно зависит от кадров. Олег Дерипаска, всегда глубоко погруженный в ее специфику, видел, что ГАЗу нужны талантливые специалисты, мыслящие нестандартно, предлагающие умные и дерзкие решения, которые будут создавать автомобили для покупателей завтрашнего дня. Приглашать «мозги» из-за рубежа — тупиковый путь. Не было иного способа получать квалифицированные кадры, кроме как растить их самим. Именно поэтому на предприятии создана сквозная система подготовки кадров: сотни студентов профессиональных училищ и вузов учатся при поддержке «Группы ГАЗ», ежегодно проходят практику и стажировки на ее предприятиях, налажена система обучения и переподготовки сотрудников.
«Автозавод и университет «дружат» с 30-х годов прошлого столетия, с тех самых пор мы готовим кадры для нижегородского автогиганта, — говорит Антон Тумасов, директор института транспортных систем НГТУ, на базе которого в сотрудничестве с ГАЗом созданы сразу две профильные кафедры. — Нас вовлекают как в проекты по усовершенствованию производства и актуальных моделей автомобилей, так и в перспективные разработки. Это и электроплатформы, и активные системы помощи водителю — системы кругового обзора, умные ассистенты, предупреждающие о препятствиях, — целый список. Эти технические новинки сначала «обсчитываются» в виртуальной среде на компьютерных моделях, затем проектируются и тестируются в опытных образцах автомобилей на ГАЗовских полигонах. Мы участвуем на всех этапах НИОКР и очень благодарны ГАЗу за эту возможность. Сотрудники университета получают реальный практический опыт и транслируют его в учебный процесс. В тесной кооперации с автозаводом мы готовим тех инженеров, которые реально нужны на предприятии — кадры с востребованными компетенциями».
" Руководство ГАЗа всегда очень плотно работало с профильными учебными заведениями, — подтверждает Ангелина Капшина, директор Нижегородского автомеханического техникума. Техникум находится буквально через дорогу от производственных корпусов ГАЗа, и система образования здесь построена таким образом, чтобы полученные теоретические знания студент мог сразу закрепить на практике, на производстве. После окончания обучения большинство выпускников приходят на завод уже квалифицированными специалистами, многие продолжают династии автомобилестроителей. Все образовательные программы техникума разрабатываются при участии Горьковского завода. И не только. Мы совместно проводим олимпиады профессионального мастерства и чемпионаты World Skills Russia по бережливому производству для студентов со всей Нижегородской области. Разработчиками практических заданий являются эксперты бережливого производства — специалисты ГАЗа, что очень для нас ценно "
Бизнес для бизнеса
Инвестиции акционера ГАЗа в развитие кадров, совершенствование производственной культуры, модернизацию мощностей и создание новых моделей сделали ГАЗ современной, высококонкуретной компанией, а нижегородские автомобили — востребованными у покупателей. И это дает возможность ГАЗу сохранять лидирующие позиции в отрасли и завоевывать новые рынки, несмотря на новые вызовы мировой экономики.
«Малый и средний бизнес, в который мы верили и тогда, и сейчас, — это основа развития экономики России. Мы создаем свой продукт для него», — напоминает Олег Дерипаска. Потребность покупателей с 1990-х почти не изменилась: предпринимателям по-прежнему нужны недорогие и неприхотливые «рабочие лошадки» с низкой стоимостью владения. «ГАЗель» и другие автомобили нашего завода сегодня незаменимы как наиболее доступный транспорт с точки зрения первоначальных вложений. Годы работы над качеством позволили создать продукт, который сегодня на технологическом и инженерном уровне наравне соперничает с зарубежными конкурентами.