16 июня 2022

Строительство лицея в Усть-Лабинске, Краснодарский край, началось в 2017 году, а уже в 2019-м были набраны первые три потока учеников, прошедших вступительные испытания. Обучаться здесь — бесплатно — могут дети с 7 по 11 класс. Для учеников из других городов предусмотрен кампус на 200 человек (всего лицей рассчитан на 475 учеников). Выпускники не просто получат аттестат о среднем образовании, но будут готовы к поступлению на естественно-научные факультеты вузов. Подробности о Первом Университетском лицее им. Н. И. Лобачевского мы узнали в беседе с его академическим директором Андреем Гладилиным.

Что есть в лицее

Сегодня Первый Университетский лицей им. Н. И. Лобачевского — это ансамбль из трех зданий: четырехэтажного учебного корпуса, общежития, а также физкультурно-оздоровительного комплекса. Все они соединены между собой теплыми переходами. Общий метраж здания составляет около 27 тыс. кв. м, не считая внешние постройки.

В строительство и оснащение лицея было вложено 3 млрд руб., над проектом работал Сергей Шведов, архитектор из Санкт-Петербурга, член Союза архитекторов России. Годовой бюджет лицея составляет 650 млн руб., что позволило установить самое современное оборудование. В частности, в лицее есть учебные и IT-лаборатории, лингафонные кабинеты, двухэтажная библиотека и актовый зал, химическая, биологическая, физическая и мультимедийная лаборатории. Они оснащены всем необходимым для проведения опытов.

Большое внимание уделяется выбору педагогов. Основная часть из них — это выпускники и уже практикующие преподаватели МГУ. Однако набор идет по всей стране. «Мы понимаем, что это большая ответственность — от подбора преподавательского состава зависит и качество образовательного процесса. Поэтому свой выбор мы останавливаем только на лучших кандидатах», — говорит Андрей Гладилин, академический директор Первого Университетского лицея им. Н. И. Лобачевского.

Для творческого развития детей предусмотрены студия хореографии с балетными станками и художественная студия, где преподают рисование, дизайн и архитектуру. Помимо основных занятий, ученики могут посещать дополнительные — в лицее работают школа медиа, школа театра, собственный оркестр, кружок по шахматам и английский разговорный клуб.

Инфраструктура включает большой открытый стадион, поле для мини-футбола, площадки для баскетбола, волейбола и тенниса, легкоатлетические дорожки, а еще навесы для занятий йогой и единоборствами. В общей сложности территория занимает 4,5 га. «В физкультурно-оздоровительном комплексе есть 25-метровый бассейн, зал для легкой атлетики. Хотя, конечно, большую часть времени ученики будут проводить на улице. Все-таки лицей находится на юге, здесь лето длится почти десять месяцев, и это нужно использовать», — рассказывает Андрей Гладилин.

Условия проживания в кампусе более чем комфортные. Помимо жилых комнат с кроватями, кондиционерами, гардеробами и отдельными ванными, в распоряжении лицеистов есть кафе (расположенное в кампусе), медблок, коворкинг, прачечная и даже комната психологической разгрузки.

Строительством лицея занимался фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», инвестиции составили 3 млрд руб.

Цены и сроки

Однако самое необычное в лицее — то, что при годовой стоимости обучения одного ученика в 1,5–2 млн руб. для родителей оно совершенно бесплатно. Эта сумма несопоставима с объемом средств, выделяемых в год на одного ученика в государственной школе (около 28 тыс. руб.). Поэтому и подходы к образованию будут принципиально различаться.

«Учеба в лицее требует от школьников взрослого, самостоятельного подхода. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план с дополнительными занятиями, посещение которых он контролирует сам — как это бывает в вузе, а не в школе. После 7 класса лицеисты выбирают направление для дальнейшей специализации — физико-математическое, химико-биологическое или IT. Переводные экзамены в следующий класс предусмотрены абсолютно для всех. Все это предполагает высокий уровень мотивации и самоорганизованности», — поясняет Андрей Гладилин.

Он отмечает, что у лицея нет задачи просто подготовить ребенка к ЕГЭ и «выпустить». Цель совершенно иная — вырастить будущую научно-технологическую элиту страны.

«Наши выпускники станут учеными, людьми, которые в будущем смогут двигать вперед российскую науку. Ребенок, поступивший в 7 класс лицея, учится здесь пять лет, затем еще пять-шесть лет проводит в университете. После этого требуется еще примерно три года на написание кандидатской работы. Итого — около 14 лет, в течение которых мы ведем своего ученика, помогаем ему и направляем его, даже когда он покинет стены лицея», — говорит академический директор Первого Университетского.

Выпускники лицея рано познакомятся с научными исследованиями: учебный процесс предполагает работу над проектами в связке с лабораториями МГУ, под руководством университетских преподавателей. Это значит, что уже на этапе средней школы дети поймут, каким направлением хотят заниматься в вузе и к какому научному руководителю хотят попасть в дальнейшем. При этом основные направления обучения — точные и естественные науки: математика, информатика, физика, химия, биология.

Как попасть в лицей

Поскольку учиться в Первом Университетском лицее могут дети со всей России, первый отборочный этап проводится по месту их жительства.

«Поступить в лицей можно единственным путем — сдав вступительные экзамены и подтвердив таким образом свой уровень знаний и мотивации. В этом году мы впервые провели вступительные экзамены в других регионах: первый этап вступительной кампании прошел в шести городах — Усть-Лабинск, Нижний Новгород, Рязань, Красноярск, Братск и Шелехов (Иркутская область). Работы проверяла экзаменационная комиссия МГУ, — говорит Андрей Гладилин. — Дети, написавшие экзамен успешно, будут приглашены на второй этап отбора: в летний учебный лагерь на базе лицея. Здесь они также будут выполнять определенные задания, а мы сможем оценить не только уровень знаний, но и так называемые soft skills — коммуникабельность, умение работать в команде и самостоятельно, лидерские качества».

Рассуждая о будущем Первого Университетского лицея, Гладилин отмечает безусловную важность проекта для юга России, где есть все условия для развития биотехнологического кластера — не достает только квалифицированных кадров. Всесторонне образованные выпускники лицея смогут занять эту нишу и дать новый толчок российской экономике.