26 января 2022

Роботы уже давно ассоциируются не только с научной фантастикой, вроде культового «Терминатора» или андроидов из «Бегущего по лезвию». Они стали частью нашей бытовой культуры: помогают с уборкой квартиры, консультируют по документам в МФЦ или даже разносят заказы в кафе, а создавать роботов могут не только профессиональные инженеры, но и юные любители.

В прошлую пятницу The Village Нижний Новгород побывал на фестивале по робототехнике среди школьников и студентов «РобоФест» и пообщался с участниками фестиваля о том, для чего нужны детские технопарки, насколько долго учиться создавать роботов и как они помогают экологии.

Фестиваль «РобоФест-НН» для школьников и студентов прошел в корпоративном университете «Группы ГАЗ» уже в девятый раз. В этом году в смотре инженерных технологий приняли участие 250 робототехников в возрасте от 8 до 23 лет, которые создали свои проекты во время занятий в детских технопарках «Кванториум» и «Техноспейс», где школьники учатся разрабатывать и тестировать современные инженерные технологии через доступный игровой формат. Фестиваль проводится в рамках общероссийской программы «Робототехника» Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело». 20 и 21 января ребята соревновались в чемпионате по трем направлениям в зависимости от возраста и целей проектов.

Направление «EcoNet 10+»

В категории «EcoNet 10+» команды создавали роботов, которые в зависимости от цвета распознавали, захватывали и сортировали образцы мусора — в зависимости от успешности сортировки им начисляются баллы. Всего в чемпионате на этом направлении участвовали восемь команд, в каждой из которых среди ребят был программист, инженер и командир.

«Мы создавали робота-сортировщика, который определял в программе цвета и захватывал нужную деталь. В роботе используется редуктор — это механизм для замедления, чтобы у робота сильнее работала тяга: так он может поднять деталь большого веса. В первый год я ходил заниматься в младшую группу в детский технопарк «Техноспейс», и там мы начали работать над базовыми моделями роботов, а потом уже перешли к более сложным, вроде этого робота-сортировщика. Соревнуются несколько команд, конструкции у всех роботов разные, но задача одна, и выигрывает тот, у кого роботы всех больше отсортируют предметов. Мне кажется, что такой робот понадобится, чтобы ловить из реки разный мусор. В «EcoNet» участвую впервые, а робототехникой занимаюсь уже второй год, я всегда любил собирать LEGO, а потом мама рассказала о «Техноспейсе», и я решил попробовать пойти сюда. Я и до этого неплохо учился в школе, но после занятий начал любить точные науки, биологию и математику, потому что мы здесь проходим алгоритмы и пишем программы, и я понял, что это может быть интересно, и думаю, что дальше я пойду учиться в конструкторы или программисты», — рассказывает участник фестиваля 11-летний Егор Соколов

Направление «AutoNet 14+»

В «AutoNet 14+» участвовали ребята постарше — школьники от 14 до 17 лет, которым было нужно разработать систему дистанционного управления беспилотным транспортом, чтобы выполнить доставку груза со склада компании.

Направление «Инженерный проект»

По направлению «Инженерный проект» ребята вместе с менторами из технопарка «Кванториум» придумывали проекты, которые либо решали конкретную задачу на предприятии, либо были представлены в формате «Фристайл» и не были ограничены по тематике: как, например, проект с ультразвуковыми очками для слепых, машина для складывания одежды, автоматическая кормушка для кошек или робот «Рождественский кондитер», который глазурирует печенье карамелью.

«Я представляю проект с насадкой на очки для слепых людей, суть которого в том, что мой прототип распознает с помощью ультразвуковых лучей, какое расстояние остается до объекта и оповещает человека в наушники — так он понимает, что нужно обойти объект. Робототехникой я занимаюсь пять месяцев, и вначале у меня была идея, с которой я пришла в «Кванториум»: просто создать VR-очки, а потом я переформулировала идею, чтобы очки смогли облегчить жизнь слабовидящих людей. Сейчас существуют аналоги целостной конструкции, но смысл моего проекта в том, что это универсальная насадка под любые очки, и это делает продукт намного бюджетнее, а насадка изготовлена из обычного пластика на 3D-принтере. Я ходила заниматься в «Кванториум» практически каждый день, чтобы освоить моделирование и программирование, и в итоге вышел подобный прототип. Сейчас мне хочется увеличить дальность распознавания, добавить крепления — у меня есть идея обратиться за инвестированием к производителям оптики: возможно, это станет доступным и полезным для слепых людей продуктом», — рассказывает 16-летняя участница фестиваля Ольга Рябова.

На базе корпоративного университета «Группы ГАЗ» работают детские технопарки «Техноспейс» и «Кванториум», в которых более пятисот школьников изучают прототипирование, робототехнику, инженерный дизайн, электронику, интернет вещей. Школьники решают реальные производственные задачи, а эксперты и молодые сотрудники «Группы ГАЗ» курируют их проекты. Главные задачи, которые ставит перед собой фестиваль — стимулировать интерес к сфере инноваций и высоких технологий, повысить престиж инженерных профессий среди молодежи и подготовить новое поколение инженеров и программистов.

«На фестивале я курирую направление «Фристайл»: здесь представлены работы ребят из мобильного «Кванториума»: это абсолютные новички, и они занимаются либо недавно, либо представляют проекты с оригинальными идеями, которые могут однажды «выстрелить». У остальных направлений на фестивале было конкретное техническое задание: условно, сортировка — значит, все роботы так или иначе должны быть с ней связаны, пусть и в разных форматах и программах. Чтобы принять участие в чемпионате, ребята шесть недель учатся основам робототехники: ходят заниматься три раза в неделю по полтора часа. Обучение начинается с освоения soft skills, ребята учатся командной работе, потом начинают осваивать в игровой форме программирование на онлайн-платформах, конструирование простых моделей из LEGO и на электронном конструкторе Arduino. После третьей недели мы начинаем придумывать собственный проект, за основу которого берется их личное увлечение, и здорово, что среди участников немало девчонок. Главное — зацепиться за их интерес и общаться с детьми открыто и на равных, а во время обучения мы также проводим квизы и играем в настолки. В самом центре есть все необходимое техническое оснащение: 3D-принтер, лазерный гравер, несколько VR-шлемов, а для воспроизведения дополненной реальности мы предоставляем ребятам смартфоны, есть много конструкторов, вроде Лего, и квадрокоптеры, чтобы заниматься съемкой на местности, и, конечно, ноутбуки — это нужные для старта в инженерной профессии вещи», — объсняет наставник, сотрудник мобильного технопарка «Кванториум» Кирилл Сухушин.

Организаторы фестиваля «РобоФест» — министерство образования, науки и политики региона, центр молодежных инженерных и научных компетенций «Кванториум» и центр изучения цифровых изучения технологий «Техноспейс».

«Все больше ребят вовлекаются в созидательную деятельность, приходят в детские технопарки «Кванториум»: в прошлом году через них прошли больше 7 тысяч детей. Мы очень благодарны нашим партнерам — «Группе ГАЗ» и Фонду Олега Дерипаска «Вольное Дело», при поддержке которых мы ежегодно реализуем эту очень нужную инициативу. Поддержка одного из крупнейших работодателей региона — это мощная профориентация для ребят», — делится министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.

Сейчас на производстве автозавода ГАЗ используется около шестисот промышленных роботов, на полигоне ведутся испытания автомобилей с интеллектуальными системами и беспилотников, есть постоянный запрос на инженеров и программистов, которые бы разрабатывали инновационные технологии и автоматизировали процессы. Чтобы с юного возраста воспитывать будущих инженеров, которые бы создавали и программировали промышленных роботов, в 2008 года стартовала общероссийская программа «Робототехника», в рамках которой с 2013 года в Нижнем при поддержке ГАЗа проходит «РобоФест». Программу реализует Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» вместе с его основателем — промышленником и общественным деятелем Олегом Дерипаска. За это время программа помогла трети участников стать студентами ведущих технических вузов.