Столетие конного завода «Восход» – это не просто красивая цифра. За ней скрывается целая эпоха, громадный путь, который проделало чистокровное коннозаводство и скачки на фоне драматичной истории всей страны. За это время «Восход» стал локомотивом коннозаводства, его символом и сокровищницей.
Вконце XIX – начале XX века на юге нашей страны было организовано несколько крупных чистокровных хозяйств. Самыми успешными и знаменитыми были, конечно же, заводы Михаила Лазарева и Левона Манташева. Их лошади с успехом выступали на дорожках ипподромов и многие оставили след в породе. Незадолго до Октябрьской революции на территории современного Краснодарского края недалеко от города Новокубанска было основано еще одно хозяйство. Кубанский помещик Прокопий Николенко, занимавшийся разведением тонкорунных овец и торговлей шерстью, построил небольшую конюшню. Вдвоем с братом он приобрел несколько полукровных кобыл и жеребцов верхового типа для получения крепких охотничьих лошадей (так называемых гунтеров). Некоторое время спустя в заводе Левона Манташева он купил двух чистокровных жеребцов для улучшения имевшегося у него поголовья и так увлекся «кровными» лошадьми, что начал заниматься чистокровным коневодством. Но добиться такого же успеха, как Лазаревы или Манташевы, он не успел – конный завод Прокопия Николенко, как и остальные хозяйства, был национализирован.
Восход «Восхода»
После подписания 19 июля 1918 года Декрета «О племенном животноводстве», все частные конные заводы были реквизированы и переведены в государственное ведение. А в 1920 году в бывшем имении Прокопия Николенко был организован Кубано-Черноморский военный конный завод, в котором были собраны лошади разных пород, в основном оставшиеся на Екатеринодарском (ныне Краснодарском) ипподроме от белогвардейских частей. Чистокровных верховых лошадей в Кубано-Черноморском заводе разводить начали не сразу.
В начале 1920-х годов на некоторых территориях молодого советского государства еще громыхала гражданская война. Красной армии требовались лошади, а конское поголовье за несколько кровопролитных лет изрядно поредело. Стратегическая задача восстановления поголовья в первую очередь легла на военные конные заводы. И Кубано-Черноморский, как расположенный в наиболее подходящем для разведения чистокровной верховой породы регионе, получил новое направление развития. А в 1924-м году он был переименован в Конный завод № 33 «Восход». По мнению чиновников, новое название более соответствовало духу времени. Именно с «Восходом» в дальнейшем будет напрямую связана история развития чистокровного коннозаводства России, его взлетов, неудач и триумфов.
До и после войны
«Восходу» довелось стать своеобразным зеркалом, отражающим происходящие в стране события. Пройдя сквозь жернова гражданской войны и времени установления советской власти, к середине 1930-х годов конный завод набрал силу. В 1933-м жеребец Спрут, выступая под седлом Николая Лакса, одержал первую в истории хозяйства победу в Большом Всесоюзном призе (Дерби). За этим последовала череда викторий, и до начала оккупации Краснодарского края фашистскими войсками в 1942 году, «Восход» семь раз (за восемь лет) становился победителем главной скачки страны. Но после войны хозяйству, как и всей стране, пришлось все начинать заново – поголовье лошадей «Восхода» было угнано в Германию, и вернуть на родину удалось не всех.
Но, к счастью для отечественного коневодства, в послевоенный период лошадь все еще была стратегическим объектом и в восстановление конных заводов вкладывались необходимые средства. Из-за того, что существенная часть «восходовского» поголовья была утеряна, производящий состав пришлось собирать практически заново и частично – за счет импорта. Благодаря этому в СССР попали ценные лошади европейского происхождения. И такое освежение крови дало результаты: в 1951 году всероссийским дербистом стал Марсель, сын приобретенного для «Восхода» в Великобритании Сайклоника (Hurry On – Volcanic). Победителями главной скачки страны становились дети венгерского Агрегата (Artist's Proof – Abeba), французского Эталон Ора (Massine – La Savoyarde), немецкого Рауфбольда (Oleander – Reichenbach) и других ценных жеребцов.
Восстановленный после войны конный завод к 1960-м годам достиг своего расцвета. В 1959 году впервые в истории хозяйства второе тренотделение «Восхода» приехало на Пятигорский ипподром. И в том же году «восходовская» лошадь в первый раз выиграла Пятигорское дерби. Это был гнедой жеребец Пломбир (Балтик Барон – Песня) из конюшни Юрия Вердеревского. С 1959 года на главном южном скаковом ипподроме всегда присутствовало как минимум одно тренерское отделение «Восхода».
Суперзвезда
В 1961 году от выдающейся скаковой кобылы, оксистки и победительницы международных призов Аналогичной (Агрегат – Гюрза) и дербиста Элемента (Эталон Ор – Маргаритка) был рожден Анилин – лучшая скаковая лошадь Советского Союза. С рождением Анилина в «Восходе» наступил «Золотой век». В период с 1960 по 1995 год в хозяйстве рождены победители и призеры международных призов Гаер (Рауфбольд – Гера), Герольд (Дерзкий – Гвинея), Разгон (Анилин – Рузаевка), Газомет (Анилин – Гана), Аден (Дерзкий – Альфа), Суздаль (Дерзкий – Сафа), Стаур (Саян – Стойка), Стоик (Саян – Стойкая), Флоридон (Дерзкий – Фея), Струна (Афинс Вуд – Скала), Ассоль (Лео Кастелли – Андорра) и многие другие.
Впрочем, Анилин мог и не добиться столь выдающихся успехов, не попади он в тренинг к выдающемуся жокею и тренеру Николаю Насибову. Именно в паре с Насибовым Анилин выиграл главные призы страны – Приз им. М.И.Калинина, Большой Всесоюзный и Приз им. СССР, став «Трижды венчанным», три раза финишировал первым в Призе Европы (Preis von Europa, Гр. 1) в Кельне, был вторым и третьим в Международном призе Вашингтона (Washington D.C. International, Гр. 1) в Вашингтоне и пятым – в Призе Триумфальной Арки (Prix de l'Arc de Triomphe, Гр. 1) в Париже. Всего в карьере Анилина была 21 победа в 27 стартах и 3 платных места.
Уже после первой победы в Кельне Анилином заинтересовались европейские коннозаводчики. Особенно интересным происхождение жеребца было для французов – Анилин принадлежал к французкой генеалогической линии Мэссина (Massine) к этому моменту уже начавшей уходить в матки. Когда же Анилин выиграл Приз Европы в третий раз, Главному управлению коннозаводства СССР поступило несколько предложений о покупке жеребца. Предлагали также обмен на двух французских дербистов, но советское руководство было непреклонным – Анилин должен продуцировать в «Восходе». Сложно сказать, правильным было решение или нет. В СССР племенное использование Анилина было не самым широким. За восемь случных сезонов от него удалось получить 184 жеребенка. В их числе были два дербиста – Газомет и Этен. Но по-настоящему выдающимся производителем Анилин так и не стал.
Селекционное наследие
В 1974 году в конный завод «Восход» прибыл Афинс Вуд (Celtic Ash – Belle Of Athens) – победитель третьего этапа британской «Тройной короны» – St.Leger Stakes (Гр. 1). Афинс Вуд практически произвел революцию в отечественном чистокровном коневодстве. За семнадцать лет племенного использования от него получен 251 жеребенок, в том числе 27 победителей традиционных призов. Трое из них стали всесоюзными дербистами.
Но Афинс Вуд был не единственным. Приобретение жеребцов в СССР носило штучный характер. Будущие производители подбирались не только по происхождению, но и по работоспособности. И практически все купленные в СССР жеребцы пополняли производящий состав «Восхода». В 1970-1990 годах в страну прибыли победитель Дерби ГДР (Гр. 1) Антриб (Tuny – Amatia), победитель и призер групповых скачек в США Трипл Бак (Sunny's Halo – Sleep On It), победитель Illinois Derby (Гр. 2) Дотсеро (Conquistador Cielo – Honest Joy), второй призер Ирландского Дерби и Coronation Cup (обе скачки – Гр. 1) Обзервейшен Пост (Shirley Heights – Godzilla), победитель Great Voltigeur Stakes (Гр. 2) и других групповых скачек в Великобритании Уитстэд (Morston – Tudor Romp).
«Восход» XXI века
1990-е годы для конного завода, как и для всей страны, выдались непростыми. Нестабильная политическая ситуация и экономический кризис сильно ударили по целой отрасли. В довершение всего с 1992 по 2000 год на Центральном московском ипподроме не проводились скачки. В этот период шло сокращение племенного поголовья во всех конных заводах, и «Восход» не стал исключением. Часть ценных по происхождению лошадей, преимущественно – кобыл, была продана частным владельцам и не оставила следа в породе.
Возвращение скаковых испытаний на Центральный московский ипподром буквально вдохнуло новую жизнь в чистокровное коннозаводство страны. Обстановка в стране постепенно стабилизировалась, и на конном рынке появлялись новые игроки. Одним из важнейших шагов, служивших популяризации скакового спорта и привлечению инвестиций, стало учреждение Приза Президента Российской Федерации. Впервые его разыграли на ЦМИ в 2004 году и, что символично, победителем дебютного розыгрыша стал «восходовский» Акбаш (Бэйлиол Бой – Алфина), за год до этого выигравший Большой Всероссийский приз (Дерби).
В 2004 году «Восход» приобрел предприниматель Олег Дерипаска, выросший на Кубани и впитавший любовь к лошадям с детства. Через год он купил для завода жеребца-производителя по кличке Энтерпринер из Японии. Завод зажил еще активнее: была куплена импортная техника, отремонтированы конюшни. Специалисты зоотехники и селекционеры завода продолжили традиции воспитания новых скакунов, а тренеры и жокеи – завоевания призов и кубков.
В 2019 году над «Восходом» взошла новая звезда – Вистмус (Ментик – Вэринга). Сын пятигорского дербиста, победителя Кубка Чемпионов в Краснодаре и третьего призера Приза Президента, Вистмус впервые заявил о себе в трехлетнем возрасте, когда финишировал третьим в Кубке Губернатора Краснодарского края. А через год одержал в этой скачке уверенную победу, до этого выиграв Приз Жокей-клуба и Приз Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. В 2020 году Вистмус вошел в полную силу. Несмотря на скомканное начало сезона, он последовательно выиграл Призы Элиты, Жокей-клуба и МСХ, стал вторым в Кубке Губернатора и, наконец, одержал ошеломляюще уверенную победу в Призе «Фрагранта» – главной скачке года для лошадей, рожденных в России.
За столетнюю историю существования хозяйства выращенные здесь лошади выиграли более 200 международных призов, 43 раза становились победителями Большого Всероссийского приза (Дерби), дважды – победителями Приза Президента РФ. Это отнюдь не полный перечень достижений. «Восход», как и прежде, входит в число лучших конных заводов чистокровного направления. История продолжается.
Главное богатство
Конечно, конный завод «Восход» славится своими лошадьми. Им рукоплещут трибуны ипподромов, за них болеют, ими любуются. Со стороны очень сложно представить, сколько вложено в каждую победу каждодневного, рутинного труда. Получить, вырастить и подготовить победителя скачки – титанический труд. Поэтому конный завод «Восход» – это все-таки, в первую очередь, люди.
Коневодство – одна из тех отраслей, где преемственность поколений не является чем-то из ряда вон выходящим, а, скорее, служит залогом развития. И конный завод «Восход» – наглядный тому пример. За годы своего существования «Восход» стал не только оплотом чистокровного коннозаводства России, но и настоящей кузницей кадров. Славу завода создавали выдающиеся зоотехники, тренеры, жокеи: Валерий Шимширт, Юрий Вердеревский, Владимир Самоволов, Евгений Готлиб, Джамбот Камбегов, Николай Лакс, Иван Фомин, Иван Дымчинский, Николай Насибов, Анатолий Белозеров, Тельман Мамедов, Николай Самоволов, Евгений Белозеров, Александр Чугуевец, Михаил Петряков, Юрий Владимиров, Арслангирей Шавуев, Владимир Яковлев, Владимир Мелехов и многие другие.
Сердце конного завода – его директор. Уже более 20 лет хозяйство возглавляет Владимир Краснобрижий. Ему удалось сохранить «Восход» в тяжелые постперестроечные и непростые 2000-е годы, дать импульс к развитию в 2010-е. Именно благодаря Владимиру Ивановичу в «Восходе» сегодня собрана команда профессионалов, искренне любящих свое дело. Конную часть хозяйства возглавляет Мурат Хапачев, работающий в тандеме с зоотехником-селекционером Михаилом Лящевским.
В настоящее время в конном заводе «Восход» действует два тренерских отделения, расквартированных на Центральном московском и Краснодарском ипподромах. В Москве «Восход» представляет конюшня Ивана Петрия, а в Краснодаре – Анатолия Головина. На московской дорожке фиолетовый с белыми полосами камзол – фирменные цвета хозяйства – носит мастер-жокей Иван Николкин. Краснодарской публике привычнее видеть в цветах «Восхода» жокея 1 категории Валерия Пальникова.