16 августа 2020

В Краснодарском крае полным ходом идет сельскохозяйственный сезон. Многочисленные аграрные предприятия заняты сбором и заготовкой урожая. А тысячи автомобилей ежедневно доставляют фрукты и овощи по всей стране, чтобы на полках продуктовых магазинов всегда была вкусная и свежая еда отечественного производства.

Одним из самых популярных малых грузовых автомобилей в России можно без сомнений назвать ГАЗель. Летом прошлого года легендарная рабочая лошадка отметила четверть века. За 25 лет этот автомобиль прошел большой путь. Сегодня с конвейера Горьковского автозавода сходят машины абсолютно нового поколения – ГАЗель NEXT. До неузнаваемости изменился и сам Горьковский автомобильный завод. В 2000 году акционером Группы компаний ГАЗ стал земляк жителей Краснодарского края, известный промышленник Олег Дерипаска. Благодаря его современным взглядам на автомобилестроение и ведение бизнеса, некогда легендарный советский автогигант вновь превратился в уверенного игрока на рынке отечественного автомобилестроения. «МК» рассказывает, как изменилась группа компаний ГАЗ за последние 20 лет.

Глубокая производственная депрессия ГАЗа

Непростые времена «лихих 90-х» превратили одно из немногих оставшихся на плаву после распада СССР предприятий в хаос. Склады завода были переполнены некомплектными и невостребованными автомобилями. Зимой 2000 года закупки сырья и материалов упали до 12% от нормы. Повсеместно нарушались практически все этапы производства. Результат – отсутствие спроса и постоянный простой на заводе. Добавьте к этому еще и низкое качество производимых на тот период автомобилей. А дефолт 1998 года окончательно вверг предприятие в глубокий кризис.

Новая жизнь

С приобретением на заре 21-го века Олегом Дерипаской контрольного пакета акций ГАЗа завод вступил в новую эру. Группа компаний начала планомерный и уверенный выход из производственного кризиса. Оценив сложившуюся за последние годы ситуацию, акционеры понимали, что предстоит большая и серьезная работа. Помимо активов в виде потрепанных зданий завода и устаревшего оборудования новым руководителям достались многомилионные долги, разлаженный рынок сбыта и отсутствие перспектив развития отечественного автомобилестроения.

Олег Дерипаска поверил в будущее завода, и за 20 лет добился того, что ГАЗ превратился в современный инженерно-промышленный комплекс. Захламленные помещения ушли в прошлое. Заводские цеха превратились в чистые и светлые помещения с современным оборудованием. Массивные многотонные прессы были окрашены в белый цвет, но не для того, чтобы повторить дизайнерское решение американских коллег из компании Tesla Motors. Подобный метод стал отличным решением по отслеживанию возможных утечек масла.

Процесс производства отлаживался на японский манер. Акционер многократно бывал в стране восходящего солнца, набирался опыта на заводе автомобильного бренда «Тойота». В 2003 году он пригласил японских специалистов в Нижний Новгород. Ведущие сотрудники ГАЗа вместе с ними на производственных линиях отслеживали, анализировали и разрабатывали принципиально новую модель работы завода. Японский опыт вдохновил руководство завода ввести систему «бережливого производства». Метод позволил существенно снизить издержки и поднять эффективность работы каждого сотрудника завода. 

Изменить до неузнаваемости

Подход главного акционера вдохновлял сотрудников ГАЗа. Личное участие акционера, погружение в проблемы завода и огромные финансовые вливания позволили превратить угасающий завод в конкурентоспособное предприятие с современными технологиями.

Некогда разрозненные многочисленные предприятия группы компаний ГАЗ объединились в единый механизм. Вскоре была отлажена серьезная система контроля качества производства, выстроена современная структура продаж. Позитивные изменения потянули вверх и производительность труда. Каждый сотрудник завода мог запросто предложить что-то новое. «Идеи для улучшений операций мы собирали у рабочих, и люди увидели, что их инициатива поощряется и что от каждого зависит конечный результат», — вспоминал директор по производственной системе «Группы ГАЗ» Александр Моисеев, который руководил внедрением «бережливого производства» на ГАЗе.

Талантливые инженеры будущего

На заводе практикуется модель воспитания новых инженерных кадров. Предприятия ГАЗа ежегодно привлекают более полутора тысяч студентов профессиональных училищ и ВУЗов. Молодые ребята проходят производственную практику и затем устраиваются работать на предприятие.

Олег Дерипаска также финансирует программы поддержки талантливой молодежи России. При его содействии была организована программа «Робототехника», цель которой — привлечь как можно больше молодых людей, способных модернизировать уже существующие многочисленные производства и развивать промышленность страны. Сегодня около 100 выпускников этой программы работают в инженерных службах ГАЗа.

Только вперед

В наши дни ГАЗ можно смело назвать компанией мирового уровня. Автомобили, сошедшие с конвейера завода, ни в чем не уступают глобальным автопроизводителям по технологическому и инженерному потенциалу. А доступная цена продукции завода и грамотный подход к потребителям делают автомобили ГАЗ привлекательными для бизнеса любого масштаба.

Самой популярной и узнаваемой машиной завода остается ГАЗель. За 26 лет с конвейера сошли уже более 2 миллионов автомобилей. Новое поколение автомобилей NEXT сохраняет абсолютное превосходство на рынке коммерческих автомобилей России даже несмотря на засилье конкурентов-иномарок.

Автомобиль обладает оптимальной грузоподъемностью и маневренностью – важнейшими качествами в условиях работы в городе. А надежность рамной конструкции и возможность индивидуального моделирования автомобиля позволяют использовать ГАЗель в самых разных сферах бизнеса и услуг.

ГАЗ развивает гибкую систему сотрудничества с клиентами и партнерами. Компания имеет опыт создания совместных предприятий и контрактной сборки с мировыми производителями, в частности, на заводе собираются автомобили ŠKODA и Volkswagen.

Надежда российской промышленности

Пример восстановления и модернизации завода ГАЗ дарит России надежду. Сегодня «Группа ГАЗ» следует глобальным тенденциям мирового автопрома, среди которых цифровизация, интеллектуальные системы управления автомобилем и электротранспорт. Успешный кейс Олега Дерипаски может послужить серьезным толчком для развития и внедрения технологий в различные сферы отечественной промышленности.